Задание к Модулю 6. Роскошь человеческого общения (психология вербального общения)

1. Прочитайте 3 главу «Для чего нужна агрессия» из книги К. Лоренца «Агрессия», назовите функции агрессии и приведите примеры того, как видоизменяются эти функции в человеческом обществе.

2. Опираясь на книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»  - ответьте на следующие вопросы:

1) К чему может привести дефицит и нарушение общения

а) в раннем детском возрасте

б) в дошкольном возрасте

2) Как компенсировать возможные недостатки общения?

3. Приведите литературные примеры к каждой из форм общения.

4. Приведите примеры внутреннего диалога известных вам литературных героев. К кому мысленно они обращались?

5. Это задание можно сделать наедине с собой. Сосредоточьтесь и вспомните, когда и какого рода внутренние диалоги Вам приходилось вести? По какому поводу они возникали? К кому были обращены? Случалось ли так, что это лицо – было одним и тем же или они менялись? Что Вам открылось в себе в результате этих размышлений?

6. Перечислите знаковые системы, участвующие в формировании образа воспринимаемого человека.

7. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в каждой ситуации:

а) В коммунальной квартире проживает множество людей, среди которых пожилая женщина, отличающаяся такими чертами как раздражительность, сварливость, недовольство окружающими. Из-за ее вспыльчивости ежедневно возникают конфликты с соседями.

б) С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.

в) Начинающий сотрудник формы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес.

8. Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.

а) Даша собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и черные классические туфли, сложила папки с документами в портфель и отправилась на собеседование.

б) После семейной ссоры Эдуард нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком.

в) Начальник похвалил Галю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девушка поспешно отстранилась.

г) Таня оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого человека.

д) Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят.