Задание к Модулю 4. Формы психического отражения мира: объективное в субъективном

1. Измерьте свой коэффициент интеллекта (IQ) с помощью «Теста Айзенка» или теста Д. Векслера. Используйте тест как тренажер для развития мышления. Изменился ли Ваш результат после повторного прохождения теста? Как Вы считаете, с чем это связано?

2. Представьте и опишите  конкретные жизненные ситуации или учебные за­дания, требующие актуализации различных видов мышления: конкретно-действенного, образного и абстрактно-логического (теоретического).

Пример ответа.

Конкретно-действенное мышление: Хозяйка из нескольких крышек выбирает наиболее подходящую, чтобы закрыть банку. При этом она каждую крышку надевает на банку и пробует насколько она плотно прилегает к ней.

Образное: Мы «в уме» выстраиваем маршрут, если нам нужно посетить несколько адресов и при этом мы ограничены во времени. При этом мы пытаемся представить как далеко или близко планируемые адреса находятся друг от друга,  от остановок общественного транспорта или центральной дороги и пр. Так мы выстраиваем образ своего маршрута.

Абстрактно-логическое мышление: Школьник решает задачу по геометрии, используя различные формулы.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются различные виды памяти, впишите их в таблицу.

Вид памяти

Пример

эмоциональная

 

образная

 

двигательная

 

словесно-логическая

 

произвольная

 

непроизвольная

 

кратковременная

 

долговременная

 

оперативная

 

  

Пример ответа:

Вид памяти

Пример

эмоциональная

Я понимаю, почему школьник делает ошибки, выступая на общешкольном концерте, так как я помню, как когда-то сама волновалась на подобном выступлении

  

4. Определите объем оперативной памяти с помощью методики 10 слов. Эта методика предложена А. Р. Лурия. Для выполнения задания Вам понадобится помощник, который будет выступать в роли экспериментатора. Необходимо подготовить список из 10 слов (как в приведенной ниже таблице). Слова должны быть недлинными (одно или двухсложными) и не связанными по смыслу или ассоциативно. Экспериментатор должен спокойно и размеренно прочесть список слов, а испытуемый должен сразу же  воспроизвести слова в любой последовательности. Экспериментатор отмечает эти слова в списке крестиком. Такую процедуру необходимо повторить до того момента, когда испытуемый сможет полностью воспроизвести список. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем объема памяти. В норме взрослый человек способен запомнить 10 слов после второго или третьего прочтения. После выполнения процедуры поменяйтесь ролями  и проделайте то же самое.

Проведите то же самое спустя 1 час. Чтобы не путаться, слова отмечайте кружочком. Сколько воспроизведений вам понадобилось в этот раз?

Отчетом по заданию является протокол диагностики памяти и ответ на вопрос: Какие мнемические приемы можно использовать для запоминания не связанных по смыслу слов?

 Протокол диагностики памяти

Количество повторений

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

Мед

Огонь

Всего слов

1

+

+

+

+

+

5

2

+

+

+

+

+

5

3

+

+

+

+

+

+

6

4

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Спустя час

О

О

О

О

О

О

6

  

5. Дайте 8-10 рекомендаций для развития памяти. Рекомендации могут быть адресованы себе или другому человеку, учителю, ученику, родителю, представителю какой-либо профессии.

Пример ответов:

1. Каждый день заучивайте 80-12 строк любого стихотворения. Это развивает вербальную память.

2. Чтобы дети лучше запомнили сказку «Гуси-лебеди», учителю рекомендуется дать детям задание нарисовать рисунок к этой сказе.

3. Чтобы дети лучше запомнили грамматическое правило, учитель может сформулировать его в стихотворной форме. 

6. Перечислите профессии, предъявляющие высокие требования к воображению. В каждом конкретном случае укажите его вид. Какие требования Ваша профессиональная деятельность предъявляет к воображению. Если Вы еще только выбираете профессию, то дайте ответ относительно Вашей будущей профессии.