Задание к Модулю 4. Формы психического отражения мира: объективное в субъективном
1. Измерьте свой коэффициент интеллекта (IQ) с помощью «Теста Айзенка» или теста Д. Векслера. Используйте тест как тренажер для развития мышления. Изменился ли Ваш результат после повторного прохождения теста? Как Вы считаете, с чем это связано?
2. Представьте и опишите конкретные жизненные ситуации или учебные задания, требующие актуализации различных видов мышления: конкретно-действенного, образного и абстрактно-логического (теоретического).
Пример ответа.
Конкретно-действенное мышление: Хозяйка из нескольких крышек выбирает наиболее подходящую, чтобы закрыть банку. При этом она каждую крышку надевает на банку и пробует насколько она плотно прилегает к ней.
Образное: Мы «в уме» выстраиваем маршрут, если нам нужно посетить несколько адресов и при этом мы ограничены во времени. При этом мы пытаемся представить как далеко или близко планируемые адреса находятся друг от друга, от остановок общественного транспорта или центральной дороги и пр. Так мы выстраиваем образ своего маршрута.
Абстрактно-логическое мышление: Школьник решает задачу по геометрии, используя различные формулы.
3. Опишите ситуации, в которых проявляются различные виды памяти, впишите их в таблицу.
Вид памяти |
Пример |
эмоциональная |
|
образная |
|
двигательная |
|
словесно-логическая |
|
произвольная |
|
непроизвольная |
|
кратковременная |
|
долговременная |
|
оперативная |
|
Пример ответа:
Вид памяти |
Пример |
эмоциональная |
Я понимаю, почему школьник делает ошибки, выступая на общешкольном концерте, так как я помню, как когда-то сама волновалась на подобном выступлении |
4. Определите объем оперативной памяти с помощью методики 10 слов. Эта методика предложена А. Р. Лурия. Для выполнения задания Вам понадобится помощник, который будет выступать в роли экспериментатора. Необходимо подготовить список из 10 слов (как в приведенной ниже таблице). Слова должны быть недлинными (одно или двухсложными) и не связанными по смыслу или ассоциативно. Экспериментатор должен спокойно и размеренно прочесть список слов, а испытуемый должен сразу же воспроизвести слова в любой последовательности. Экспериментатор отмечает эти слова в списке крестиком. Такую процедуру необходимо повторить до того момента, когда испытуемый сможет полностью воспроизвести список. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем объема памяти. В норме взрослый человек способен запомнить 10 слов после второго или третьего прочтения. После выполнения процедуры поменяйтесь ролями и проделайте то же самое.
Проведите то же самое спустя 1 час. Чтобы не путаться, слова отмечайте кружочком. Сколько воспроизведений вам понадобилось в этот раз?
Отчетом по заданию является протокол диагностики памяти и ответ на вопрос: Какие мнемические приемы можно использовать для запоминания не связанных по смыслу слов?
Протокол диагностики памяти
Количество повторений |
Лес |
Хлеб |
Окно |
Стул |
Вода |
Брат |
Конь |
Гриб |
Игла |
Мед |
Огонь |
Всего слов |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
|||||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
|||
Спустя час |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
6 |
5. Дайте 8-10 рекомендаций для развития памяти. Рекомендации могут быть адресованы себе или другому человеку, учителю, ученику, родителю, представителю какой-либо профессии.
Пример ответов:
1. Каждый день заучивайте 80-12 строк любого стихотворения. Это развивает вербальную память.
2. Чтобы дети лучше запомнили сказку «Гуси-лебеди», учителю рекомендуется дать детям задание нарисовать рисунок к этой сказе.
3. Чтобы дети лучше запомнили грамматическое правило, учитель может сформулировать его в стихотворной форме.
6. Перечислите профессии, предъявляющие высокие требования к воображению. В каждом конкретном случае укажите его вид. Какие требования Ваша профессиональная деятельность предъявляет к воображению. Если Вы еще только выбираете профессию, то дайте ответ относительно Вашей будущей профессии.